Ремонт и замена печки ВАЗ-2105

Устройство отопителя ВАЗ 2105

Схема системы отопления у ВАЗ классики обычно стандартная, но все же есть ряд особенностей. Салон автомобиля отапливается по известной схеме — наружным воздухом, который нагревается в радиаторе отопителя, подключенном к системе охлаждения. В «пятерке» забор наружного воздуха происходит через решетки, расположенные на капоте возле лобового стекла. Этот воздуховод изолирован от моторного отсека, чтобы дымный воздух из моторного отсека не попадал в салон. При подъеме на отражатель наружный воздух отделяется от воды (что важно в случае дождя), меняет направление и движется в сторону радиатора печки. Количество воздуха, подаваемого на обогрев, можно регулировать с помощью рычага, который регулирует положение крышки распределения воздуха.

Радиатор отопителя включен в контур системы охлаждения после силового агрегата, поэтому антифриз, поступающий в радиатор, очень горячий. Холодный наружный воздух, попадающий в стенки патрубков радиатора печки, нагревается, охлаждая антифриз, и уже горячий, попадает в вентилятор. Скорость вращения вентилятора можно регулировать с помощью трехпозиционного переключателя, расположенного в салоне. Вентилятор направляет горячий воздух в вентиляционные отверстия для обогрева лобового и боковых окон, ног водителя / пассажира и верхней части кабины.

Особенностью системы отопления ВАЗ-2105 является наличие вытяжной вентиляции. Воздух выводится из салона через декоративные решетки, установленные на задних боковых панелях. Чтобы предотвратить попадание наружного воздуха через декоративные решетки в случае сильного бокового ветра, в соответствующий воздуховод встроен клапан, который позволяет воздуху течь только в одном направлении.

Система обогрева ВАЗ-2105

По заявлению производителя, в сильный мороз (выше минус 25 ° С) ТЭН способен нагревать воздух в салоне до 25 ° С, а в области ног — до 30 ° С. На самом деле такие показатели есть получается только на новой машине — со временем забиваются радиатор и воздуховоды, и эффективность отопления резко снижается. Поэтому при появлении первых признаков такого ухудшения необходимо выяснить причину явления и принять меры по устранению проблем.

Основные неисправности системы отопления ВАЗ-2105

Рассмотрим основные причины, вызывающие неработоспособность или снижение эффективности отопительной системы «пятерки»:

  • часто причиной ухудшения обогрева салона является снижение уровня антифриза в системе охлаждения. Если машина долгое время находится в эксплуатации, это явление можно считать вполне естественным, но при резком падении уровня нужно искать причины. При обнаружении утечки ее необходимо устранить, добавить охлаждающую жидкость и удалить воздушную пробку, надев шланги на работающий силовой агрегат;
  • неисправность термостата, отвечающего за возможность циркуляции теплоносителя по большому или малому контуру, также может стать причиной невозможности выхода на необходимый температурный режим, а также выхода из строя крана подогревателя;
  • частая причина снижения эффективности отопления — забитый радиатор печки. Локализовать неисправность можно по простукиванию при работе силового агрегата: вместо сильного засорения ячеек радиатора произойдет заметное падение температуры;
  • наконец, проблемы могут возникнуть из-за того, что вентилятор отопителя не работает или не работает на полной скорости.

Лада «Самара» ВАЗ 2108 — 2115

Ремонт и замена печки ВАЗ 2105

Как правило, восстановить работоспособность отопительной системы классических ВАЗов можно собственными силами — эти модели выпускаются более 40 лет и достаточно хорошо изучены. Рассмотрим, как исправить основные неисправности печки «пятерка» своими руками.

Ремонт и замена термостата

На семействе моделей ВАЗ 2101-2107 термостат представляет собой клапан, регулирующий способ циркуляции антифриза по системе охлаждения: по большому кругу, включая радиатор и контур системы отопления, или по малому кругу. Клапан срабатывает, когда температура охлаждающей жидкости на его входе достигает 80-85 градусов. В это время он открывается, позволяя нагретой жидкости поступать в дополнительный контур, служащий для обогрева салона. Если по какой-либо причине температура антифриза упадет ниже рабочего значения, клапан сработает, чтобы закрыть большой контур. Распространенные неисправности термостата:

  • клапан частично открывается или совсем не работает, что может стать причиной перегрева силового агрегата;
  • клапан термостата не закрывается — это приводит к очень медленному прогреву двигателя.

Для проверки работоспособности агрегата необходимо проверить рабочую температуру термостата, а также ход штока клапана, но для этого необходимо наличие специального оборудования. Более простой способ убедиться, что устройство не работает должным образом, — прикоснуться к термостату и двигателю, работающему на ощупь.

Термостат в ВАЗ-2105

При исправном терморегуляторе нижний бачок радиатора после запуска силового агрегата должен постепенно прогреваться, когда стрелка на указателе температуры охлаждающей жидкости достигнет значений, близких к красной зоне (нагрев антифриза до 80-85 градусов). Если нагрев происходит сразу после запуска двигателя, термостат не закроется. Если двигатель быстро перегревается, это свидетельствует о заклинивании клапана, то есть не полностью открывается. В обоих случаях необходимо заменить термостат. Выполняется в следующем порядке:

  • сливаем антифриз из системы;
  • ослабляем хомут на впускном патрубке и патрубке, идущем к радиатору автомобиля, отсоединяем обе патрубки;
  • аналогичную операцию проделываем и с насадками помпы, после чего термостат можно подтянуть на себя и отсоединить оставшиеся насадки;
  • вы можете попробовать запустить термостат, опустив его в кастрюлю с кипящей водой на 5-10 минут, а затем резко охладив, погрузив в холодную воду. Необходимо повторить операцию несколько раз. В некоторых случаях это помогает — клапан начинает работать. Если этот ремонт не поможет, придется раскошелиться на новый термостат;
  • установка в обычном месте проводится в обратной последовательности, при необходимости заменяем негодные хомуты на новые.

Ремонт и замена краника ВАЗ-2105

Если кран не работает, попробуйте повернуть его вручную. Если это не помогает, а также при обнаружении утечки из крана, то необходимо заменить его на новый. В продаже появились улучшенные керамические смесители. Они намного долговечнее металлических, так как практически не прилипают, не закисают, не ржавеют даже после длительного простоя автомобиля. Для замены крана отопителя снимать печку ВАЗ 2105 не обязательно, а сама процедура проводится в такой последовательности:

  • заменяем заранее подготовленную емкость под сливное отверстие на двигателе;
  • откручиваем сливную пробку, расположенную на блоке силового агрегата, и ждем, пока весь антифриз растает, посуду с охлаждающей жидкостью откладываем в сторону;Откручиваем сливное отверстие
  • ищем трубы, которые идут от мотора «пятерки» до крана печки;
  • ослабляем хомуты указанных патрубков;
  • с помощью жесткой проволочной щетки тщательно очистите резьбовые соединения шпилек смесителя, смочив их тормозной жидкостью (операцию нужно выполнять осторожно, так как шпилька отличается от шпильки тем, что ее второй конец закреплен в корпусе смесителя;Очистите поверхность
  • устанавливаем нашу тару под кран, ведь после снятия под форсунку выйдет небольшое количество антифриза;
  • пока гаснут резьбовые соединения, смоченные тормозной жидкостью, отсоединить все шланги от крана;
  • следующий этап — снятие боковой панели торпеды в кабине пилота;
  • откроется доступ к крану со стороны печки: находим трубы, откручиваем хомуты торцевым ключом, разбираем их (если состояние труб не внушает доверия, заменяем их новыми);Снимите трубку
  • перейти к низу моторного отсека, гаечным ключом на 10 мм открутить самоконтрящиеся гайки, удерживающие кран печки;
  • снова идем в салон, так как вынуть кран можно только изнутри;
  • потянув кран печки на себя, отсоединить болт вместе с тросом управления;
  • если ремонт крана по описанному выше алгоритму не прошел успешно, мы устанавливаем новый, при этом все операции по сборке производим в обратной последовательности.

Ремонт и замена вентилятора и радиатора печки ВААЗ 2105

Забитый радиатор отопителя обычно промывают специальной жидкостью, но это не всегда помогает. Также этот способ подходит только для очистки сотовой части радиатора изнутри, и для того, чтобы произвести такую ​​же операцию с внешней стороной, придется снять радиатор. Впрочем, как и в случае обнаружения утечек с радиатора. Если радиатор разобран, необходимо будет промыть систему охлаждения «пятерки», иначе есть риск, что промывка будет иметь лишь кратковременный эффект.

В отличие от отопителей, установленных на большинстве современных моделей автомобилей, в классике для замены радиатора совсем не обязательно знать, как снимать печку ВАЗ 2105 и предшественников «пятерки». Для этого достаточно подготовить емкость для слива теплоносителя, стандартный набор инструментов, приобрести новые хомуты и прокладки для крана печки. Сама замена проводится в следующем порядке:

  • ставим машину на яму (эстакада, колодки);
  • сливаем антифриз из системы;
  • ослабляем хомуты впускных / выпускных шлангов радиатора в подкапотном пространстве (даже если ОЕ был слит, в радиаторе может остаться жидкость — будьте к этому готовы);Снимите хомуты и шланги
  • демонтировать прокладку трубы, которая крепится к переборке кузова между салоном и моторным отсеком с помощью двух саморезов — их необходимо открутить;Удаление пломбы
  • переезжаем в холл, снимаем защитный кожух вентилятора духовки;
  • отключите тягу электровентилятора;
  • снимаем радиатор, следя за тем, чтобы из кожухов патрубков не выходили остатки антифриза (желательно застелить пол кабины в зоне печки достаточным количеством ветоши).

Если вы планируете установить старый радиатор, рекомендуется после его промывки выполнить проверку на герметичность. Управление довольно простое: вход плотно закрывается, а выход компрессорной установки соединяется с выходом. Включаем компрессор и опускаем радиатор в емкость с водой. Наличие пузырьков воздуха укажет на место утечки устройства.

Если говорить о неисправностях вентилятора, следует отметить, что ремонт каютной печи ВАЗ 2105 часто предполагает установку более мощного вентилятора. На «чинкве» установлен силовой привод, питаемый током 4,6 А и позволяющий крыльчатке вращаться до 3000 об / мин. На ВАЗ 2107 двигатель намного мощнее — работает с током 14 А, вращая вал до 4100 об / мин. Правда, по размерам он немного отличается от пятивентиляторного вентилятора, поэтому при установке придется кое-где разрезать мотор. Хорошим вариантом будет установка пятилопастного вентилятора, установленного на классику — его мотор и легче, и намного мощнее. Алгоритм снятия вентилятора отопителя ВАЗ 2105:

  • снимаем минусовую клемму аккумуляторной батареи;
  • сдвиньте рычаг отопителя вправо до упора, заблокировав боковые ребра воздуховодов;
  • снимаем приборную панель, бардачок и панель аудиосистемы;Разборка панели
  • отключите клемму, идущую от ручки переключения режимов работы электродвигателя вентилятора;
  • со стороны моторного отсека гаечным ключом 7 откручиваем гайку, которой фиксируется передача рычагов управления системой отопления. Отсоедините шток, сняв его с оси рычага;
  • откручиваем гайку, фиксирующую пластиковый защитный кожух вентилятора, на этой же шпильке видим вывод заземляющего провода — его тоже снимаем;
  • отсоединить воздуховоды (отвернуть соответствующие гайки и затянуть опоры кончиком плоской отвертки);
  • отверткой защелкните фиксаторы кожуха вентилятора, снимите защиту;Закрытие крышки
  • в корпусе вентилятора есть отверстие для электропроводки, закрытое заглушкой — снимаем и вдавливаем проводку. Отключите красные провода от дополнительного резистора, который служит для изменения скорости вращения крыльчатки;
  • теперь можно приступать непосредственно к разборке вентилятора, для чего снимаем крышки;
  • отверткой снимаем удерживающую скобу, с помощью которой крыльчатка удерживается на валу;
  • так же снимаем регулировочные шайбы, расположенные на этом же валу (их может быть одна или две);
  • снимите монтажные кронштейны вентилятора и снимите его с исходного положения вместе с резиновыми прокладками.

Сборка производится в обратной последовательности. Если мы устанавливаем вентилятор от G8, рекомендуется также заменить дополнительный резистор — в этом случае вентилятор будет работать практически бесшумно.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Емкость системы составляет 9,85 литра, включая систему обогрева салона. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насос охлаждающей жидкости 36, радиатор, расширительный бачок 8, патрубки и шланги, вентилятор 19, рубашки охлаждения блока и головка блока цилиндров.

При работающем двигателе нагретая жидкость в рубашках охлаждения поступает через выход 6 по патрубкам 5 и 7 в радиатор или термостат, в зависимости от положения клапанов термостата. После этого хладагент всасывается насосом 36 и подается в рубашку охлаждения.

В системе охлаждения используется специальная жидкость ТОСОЛ А-40 — водный раствор антифриза Тосол-А (концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными и противопенными присадками плотностью 1,12-1,14 г / см 3). ТОСОЛ А-40 синий с плотностью 1,078-1,085 г / см 3, имеет температуру замерзания минус 40 ° С.

Уровень охлаждающей жидкости проверяется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20 ° С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше отметки «MIN».

Плотность жидкости проверяют ареометром при техническом обслуживании автомобиля. При увеличении плотности жидкости и понижении уровня доливают дистиллированную воду. При нормальной плотности доливается фирменная жидкость, которая находится в системе охлаждения.

При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необходимости эксплуатации автомобиля в холодное время года жидкость заменяют на новую.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости установлен датчик в головке блока цилиндров и индикатор на приборной панели. При нормальных температурных условиях работы двигателя стрелка указателя находится в начале красного диапазона шкалы в диапазоне 80-100 ° С. Переход стрелки в красную зону свидетельствует об усилении теплового режима работы двигателя двигателя, причиной чего могут быть неисправности в системе охлаждения (ослабление приводного ремня помпы, недостаточное количество охлаждающей жидкости или неисправность термостата), а также сложные дорожные условия.

Жидкость системы сливается через сливные отверстия, закрытые пробками: одна в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева по направлению к автомобилю.

Внутренний обогреватель автомобиля подключен к системе охлаждения. Жидкость, нагретая головкой блока цилиндров, поступает по патрубку 4 через кран радиатора отопителя и всасывается насосом 36 через патрубок 3 и патрубок 1.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в движение шкивом коленчатого вала от клинового ремня для привода генератора.

Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны с помощью прокладки с болтами с моментом затяжки 22-27 Нм (2,2-2,7 кгс · м).

Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24, фиксируемой винтом 28, установлен ролик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполняется консистентной смазкой при сборке и не требует повторного смазывания.

На ролик 27 с одной стороны прижимается рабочее колесо 31, а с другой — ступица 26 ведущего шкива насоса. Конец рабочего колеса, контактирующий с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину до 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к рабочему колесу пружиной через резиновую втулку 29.

Сальник неразборный, он состоит из внешнего латунного сепаратора 23, резиновой втулки и пружины. Сальник запрессован в крышку насоса 25.

Выбор охлаждающей жидкости для ВАЗ 2101 — 2107

Для начала нужно определиться с типом охлаждающей жидкости и ее количеством, достаточным для автомобиля. Если есть вопросы по количеству, открывайте инструкцию, для него требуется 9,85 литра, значит нужно покупать антифриз или антифриз 10 литров. Но решить, какой антифриз или антифриз лучше, вряд ли получится быстро. И тут вопрос «Что заливать?» Антифриз или антифриз? Единого мнения нет.

Лично пользуюсь антифризом. Имеет ряд преимуществ, можно купить готовый раствор, который можно сразу использовать. Или концентрируйте и разводите дистиллированной водой, выдерживая соотношение 50 на 50. На сайте есть статья, в которой про антифриз также можно просмотреть информацию в Интернете.

 

Оцените статью
Блог про карбюраторы