- Какой карбюратор стоит на бензопиле Дружба-4
- Устройство
- Принцип работы
- Из какого материала сделан карбюратор бензопилы Дружба-4
- Основные неисправности и способы их устранения
- Эксплуатация, обслуживание и ремонт
- Как отрегулировать карбюратор
- Как выставить зажигание
- Основные неисправности и их устранение
- Регулировка карбюратора и чистка глушителя
- Что же можно сделать, чтобы продлить срок эксплуатации бензопилы без ремонта?
- Бензопила Дружба-4: инструкция по ремонту и замене запчастей своими руками
- Необходимые инструменты
- Общий алгоритм регулировки
- Пошаговый алгоритм
- Возможные нюансы и проблемы
- Модификации
- Инструкция по ремонту карбюратора Дружба-4
- Почему переливает
- Доработка карбюратора бензопилы Дружба-4
- Ремонт своими руками
- Устройство
- Какой карбюратор можно поставить на Дружбу вместо родного
- 4 основные неисправности бензопилы Дружба 4 и их ремонт — от регулировки карбюратора и настройка зажигания до доработки
- Модели и их описание
- Правильная регулировка карбюратора бензопилы Дружба 4 Электрон
- Алгоритм настройки
- Пвм т 40 ам
- Ремонт системы зажигания бензопилы Дружба 4
- Пошаговая инструкция
- Устройство и принцип работы системы зажигания на бензопиле Дружба
- Почему не набирает обороты Дружба 4
- Устранение причин неисправности системы зажигания
- Устранение причин неисправности карбюраторного блока
- Устранение причин неисправности выхлопной системы
- Как завести бензопилу без стартера
Какой карбюратор стоит на бензопиле Дружба-4
Все бензопилы Дружба-4 старомодные комплектуются карбюраторами КМП-100.
КМП-100 отличался тем, что это был единственный карбюратор для бензопил в стране. Также ставился на бензопилу Урал. А кроме бензопил «Дружба» и «Урал» в страну больше никого не производили и не ввозили. Поэтому карбюратор КМП-100 нам хорошо известен. Он простой, надежный, сконструирован с большим запасом прочности.
На моделях бензопил Дружба-4 выпуска после 1993 года можно встретить карбюраторы КМП-100А и КМП-100АП. Сегодня эти карбюраторы можно найти на рынке в «безымянном» варианте и под маркой Rezer. Варианты А и АР существенно отличаются как друг от друга, так и от КМП-100 и 100У.
Мы рассматриваем старый классический карбюратор КМП-100, который отработал миллионы бензопил Дружба-4, многие из которых до сих пор в эксплуатации.
Красный квадрат на фото показывает расположение карбюратора рядом с бензопилой Дружба-4
Так выглядит новый карбюратор КМП-100
Устройство
КМП-100 можно считать карбюратором нового поколения, несмотря на свой возраст. Впервые в стране вместо поплавка была использована эластичная мембрана. До этого поплавковые карбюраторы использовались на бензопилах, как и на всех двухтактных двигателях (мопеды, мотоциклы и т.д.). В поплавковом карбюраторе, когда камера хранения карбюратора заполнена, поплавок плавает, и ось его иглы перекрывает подачу топлива.
Плавающий карбюратор не может перевернуться, что является большим недостатком бензопилы. Но диафрагменный карбюратор может работать в любом положении, даже когда бензопила перевернута.
Карбюратор КМП-100 выполнен по классической схеме.
Основные детали:
- Корпус с каналами для забора топлива и воздуха, камерой хранения топлива и камерой смешения топливовоздушной смеси (трубка Вентури).
- Защитный кожух.
- Демпфер ускорителя (газ.
- Форсунка с калиброванным отверстием.
- Эластичная мембрана.
- Коромысло с клапаном, перекрывающим подачу топлива из бензобака при заполнении камеры карбюратора.
- Два регулировочных винта.
- Прокладки.
Всего карбюратор бензопилы Дружба-4 содержит 25 деталей, включая каналы и несъемные камеры в корпусе.
Для лучшего понимания предлагаем ознакомиться с выдержкой из инструкции по ремонту
Принцип работы
Карбюратор КМП-100 обеспечивает работу ДВС в трех режимах:
- Холодный запуск.
- Низкая и средняя скорость.
- Максимальные обороты (полный газ).
Перед запуском двигателя подача топлива в двигатель перекрывается мембраной, соединенной с клапаном.
Перед запуском топливо закачивается вручную кнопкой помпы (всасывающей или заливной).
При запуске и работе двигателя ход поршня создает разрежение в диффузоре карбюратора. Из-за разницы давлений диафрагма изгибается, давит на клапан и открывает подачу топлива.
Топливо смешивается с воздухом и втягивается в камеру сгорания за счет вакуума, создаваемого во время хода поршня.
Регулировочные винты определяют количество подаваемого топлива и качество топливовоздушной смеси. Топливная смесь, содержащая много бензина и мало воздуха, считается богатой.
Слишком богатая смесь может не сгореть полностью из-за недостатка кислорода. Это приводит к чрезмерному расходу топлива или затоплению свечи зажигания.
В обедненной смеси мало бензина. Двигатель не может работать на полную мощность, смесь сухая, поршневая система перегревается и быстрее изнашивается.
Обороты двигателя регулируются положением дроссельной заслонки в карбюраторе. В полностью открытом состоянии воздушно-топливная смесь течет без ограничений (полный газ).
Курок-акселератор, регулирующий открытие заслонки
В закрытом состоянии топливо течет на холостом ходу, а двигатель — на холостом.
Из какого материала сделан карбюратор бензопилы Дружба-4
При сборке карбюратора КМП-100 используются детали из разных металлов.
- Корпус карбюратора КМП-100 отлит из сплава алюминия и цинка.
- Регулировочные и фиксирующие винты изготовлены из стали.
- Калиброванное отверстие выполнено из латуни.
- Мембрана изготовлена из гибкого бензостойкого пластика.
- Корпус дроссельной заслонки изготовлен из сплава на основе стали с добавками для защиты от окисления и коррозии.
- Пломбы вырезаны из паронита.
Корпус более современных карбюраторов КПМ 100У может быть отлит из алюминиевого сплава с добавлением магния для снижения веса.
Основные неисправности и способы их устранения
Основные неисправности, возникающие при эксплуатации пилы Дружба:
- Трудности с запуском двигателя возникают при недостаточном уровне бензина в баке или засоре на трубопроводе. Дефект наблюдается при чрезмерном обогащении смеси. Для восстановления работоспособности необходимо прокачать двигатель прокруткой ручным стартером. Если бензопила хранилась несколько месяцев с полным баком, качество топлива снижается из-за испарения летучих фракций бензина.
- Двигатель не запускается из-за неправильного угла опережения зажигания. Вам необходимо настроить пространства в контактной группе согласно инструкции. Кроме того, проверяются расстояния между контактами свечи зажигания.
- Недостаточная мощность двигателя свидетельствует об износе поршневого узла или наличии зазоров в потоке между цилиндром и картером. Проблема возникает при засорении жиклеров, которые необходимо промыть и отрегулировать карбюратор.
- Нагрев коробки передач во время работы пилы свидетельствует о снижении уровня смазки. Для ремонта бензопилы Дружба необходимо ввести в картер механизма смазку типа Литол-24 или Консталин-1.
- Забитые форсунки и воздушные форсунки могут вызвать перебои в подаче топливной смеси и отказ двигателя. Для восстановления работоспособности необходимо снять прибор и промыть детали чистым бензином. Проверить подвижность дроссельной заслонки: при заклинивании элемента воздушный поток не достигает высоких скоростей и не обеспечивает всасывания топлива через форсунки.
- Несоосность реза свидетельствует о неправильной заточке или деформации зубьев.
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Чтобы обеспечить бесперебойную работу пилы, ее необходимо периодически регулировать. В инструкции по эксплуатации, прилагаемой к технике, описаны особенности настройки модели. Неправильная настройка приведет к разбалансировке работы агрегатов.
Как отрегулировать карбюратор
Неисправности возникают при подаче недостаточного или чрезмерного количества топлива, а также при нарушении пропорций при смешивании топлива с воздухом.
Регулировка карбюратора выполняется следующим образом:
- Винт регулировки топлива сначала поворачивается полностью, а затем назад (против часовой стрелки) на 1,5-2 оборота.
- Запустите двигатель, прогрейте его в течение 1-2 минут и поверните винт T в любом направлении, чтобы добиться его стабильной работы на максимальной скорости. Цепь холостого хода не должна перемещаться по шине.
- Проверить и при необходимости загерметизировать соединение карбюратор-цилиндр.
карбюратор проще регулировать с помощью спидометра, но дома двигатель обычно настраивают на слух в большинстве случаев. При нормальной и количественной, и качественной подаче топлива двигатель не перегревается, не дросселируется, работает плавно, без резких шумов. Во время регулировки винты вращаются медленно, без рывков.
Как выставить зажигание
Правильно отрегулированное зажигание обеспечивает стабильную работу двигателя — бензопила Дружба 4 в этом случае будет потреблять минимальное количество топлива. Пила зажигается от магнита через свечу и специальный провод.
Чтобы следить за качеством искры для зажигания бензопилы, на корпус цилиндра ставят свечу зажигания и подтягивают стартер. Если свеча зажигания работает, между электродами выскочит искра. Слабая искра не воспламенит топливо; эту свечу зажигания необходимо заменить.
контактное зажигание бензопилы лучше заменить на электронное. Это избавит вас от постоянных проблем с его настройкой. Убедитесь, что винты, которыми крепится катушка зажигания, не откручиваются.
Основные неисправности и их устранение
Если вы знаете, почему инструмент не работает должным образом, вы можете отремонтировать его самостоятельно в домашних условиях.
Когда двигатель бензопилы Дружба 4 запускается и глохнет, причины могут быть следующие:
- В бензобаке недостаточно топлива. Добавлять смесь необходимо согласно прилагаемой к средству инструкции.
- Свеча зажигания была забрызгана топливом. Это предотвращает образование искры. Свечу необходимо вынуть, просушить, зажечь на газовой горелке.
- Плохой контакт между свечами зажигания и проводом. Это связано с большим расстоянием (более 0,5 мм) между концом свечи зажигания и проводом. Свечи следует очистить от нагара металлической щеткой, обдувая воздухом. Их нужно периодически менять.
Если двигатель не работает на холостых оборотах, ремонт бензопилы Дружба 4 выглядит следующим образом:
- заменить топливную смесь с уменьшением количества масла;
- очистка воздушного фильтра и глушителя (из-за его засорения двигатель работает, но не развивает обороты);
- проверка топливопровода и замена шланга при необходимости.
Если скорость резания снизилась, шина «едет», обратите внимание на остроту зубьев пилы. Хорошо заточенная цепь важнее крепкого двигателя
лучше отдать мастеру на заточку или воспользоваться станком с вращающимся точильным диском. Скос пильного полотна «Дружба» по нижнему краю составляет 45 °, а по боковому краю — 60 °. Высота стопорных лапок по отношению к зубьям цепи должна быть одинаковой и проверяться после 3-4 заточек цепи.
Причины, по которым не запускается пила дружбы, могут быть следующие:
- Топливная смесь не соответствует инструкции по ремонту и эксплуатации модели.
- Производственные дефекты. Ремонт проводится в мастерской по гарантии.
Во время сборки, даже если детали растягиваются, невозможно применить силу, например, ударив по ним молотком. Заменив изношенные элементы, можно восстановить работоспособность бензопилы или продлить ее ресурс.
Регулировка карбюратора и чистка глушителя
Если вы устранили лишнее топливо и неисправность не устранена, карбюратор может не регулироваться.
Чтобы исправить это, выполните следующие действия в строгом порядке:
- полностью закрутите топливный винт;
- откручиваем на три оборота. Не больше, не меньше;
- надежно затяните гребной винт;
- откручиваем уже на два крутых оборота;
- заделать герметиком или обернуть переходную втулку тонким листом металла.
Все это должно быть крепко и тесно связано. От этого зависит качество бензопилы.
Бывают случаи, когда двигатель бензопилы работает только на низкой скорости и глохнет при большой нагрузке. Подобная проблема могла указывать на забитый глушитель.
Экран глушителя может засориться по нескольким причинам:
- Использование некачественного масла;
- Топливная смесь имеет высокий уровень масла;
- Использование масла, не одобренного для этих двигателей.
В каждом из этих случаев необходимо снимать глушитель и тщательно его очищать различными моющими средствами. Затем просушите феном.
Бензопила «Дружба» — это механизированный инструмент, используемый для срезания толстых веток, очистки линий электропередач и вырубки деревьев. Сложно ответить, является ли тот или иной инструмент самым качественным или нет. Одни считают его надежным помощником, другие недолюбливают его за неуклюжесть и темпераментность. В наши дни эта модель бензопилы популярна не только на российском рынке, но и за пределами Российской Федерации. Это единство присутствует практически во всех семьях, проживающих в селе и станице. Поэтому невозможно ответить, надежно это или неудобно. Но, как и любой другой инструмент, эта бензопила имеет свойство ломаться. Можно ли самостоятельно отремонтировать бензопилу Дружба в домашних условиях? Если хочешь, ты можешь. Но, если это будет сделано в специализированных мастерских, этот ремонт обойдется в неплохую сумму.
Что же можно сделать, чтобы продлить срок эксплуатации бензопилы без ремонта?
Ремонт коренного подшипника коленчатого вала необходимо производить довольно часто, так как это наиболее уязвимое место данной модели бензопилы. Как только он выходит из строя, зажигание начинает сбиваться, что приводит к непредсказуемой работе инструмента. При такой поломке в некоторых случаях запустить бензопилу практически невозможно. Но в других случаях его просто никак нельзя задушить. На этой модели не так давно была установлена кнопка, принудительно останавливающая работу агрегата. Мастера, хорошо разбирающиеся в этом, гораздо раньше устанавливали на свои агрегаты такие кнопки. Дружба из бензопилы — инструмент капризный. При большой нагрузке имеет немалый перечень неисправностей, в том числе сломанный шатун, заклинивший поршень, а также исчезновение искры и неисправность коробки передач.
Наличие контактного зажигания на бензопиле тоже доставляет немало проблем, так как она чувствительна к различным маркам не только масла, но и бензина. Поэтому, чтобы эта проблема не привела к ремонту прибора, специалисты настоятельно рекомендуют заменить контактное зажигание на электронное. Эту модель бензопилы необходимо постоянно регулировать и настраивать. Если проблемы с карбюратором встречаются достаточно часто, вы можете исправить их, сделав изгиб внутри дроссельной заслонки. В результате количество топлива, поступающего в двигатель, ограничено.
Бензопила Дружба-4: инструкция по ремонту и замене запчастей своими руками
В состав бензопилы Дружба-4М Электрон входят:
- мотор;
- адаптер;
- рамка;
- режущее устройство с шиной, натяжителем и пильной цепью 4
- съемный стартер;
- система снабжения;
- система смазки пилы.
Для уменьшения шума выхлопных газов и гашения искр в комплект двигателя входит глушитель. Стоит отметить, что запчасти на эту модель найти несложно, поэтому самостоятельный ремонт сложностей не вызывает. Поломки бензопилы условно делятся на следующие группы:
- проблемы с системой смазки;
- проблемы с любой деталью двигателя;
- выход из строя самого двигателя;
- проблемы с контактным зажиганием;
- полосы в других узлах.
Перед разборкой оборудования и проверкой внутреннего устройства необходимо провести внешнюю диагностику. Если проблемы кроются в неисправностях внутренних рабочих узлов, анализ бензопилы проводится согласно инструкциям, предоставленным производителями.
Краткая инструкция по ремонту:
- если двигатель не запускается, то следует проверить наличие топлива в баке и топливной камере, наличие искры между электродами свечи зажигания, а также убедиться в отсутствии дефектов изоляции;
- выход из строя двигателя часто бывает вызван попаданием воды в топливную смесь и потерей соединений цилиндров;
- быстрый перегрев и потеря мощности двигателя наблюдаются при плохой рабочей смеси, нерегулируемом карбюраторе и исправном двигателе;
- перегрев трансмиссии часто вызван недостаточной смазкой.
Все проблемы, связанные с получением недостаточно прямой пилы, тяжести опилок и получения опилок необычного размера, связаны с цепью бензопилы.
Как отрегулировать карбюратор на бензопиле Дружба-4
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба-4 необходима при некорректной работе двигателя: глохнет на холостом ходу, не увеличивает обороты при подаче газа, «проваливается».
Для доступа к регулировочным винтам карбюратора КМП-100 необязательно снимать крышку корпуса, они всегда открыты и доступны. На корпусе карбюратора нет следов от винтов, как на современных бензопилах. Первый винт, ближайший к цилиндру, регулирует подачу топлива на малых и средних оборотах. Второй винт — главный, регулирует подачу топлива на максимальную скорость
Необходимые инструменты
Для работы требуется отвертка (минус). При желании можно использовать электронный спидометр. Он покажет количество оборотов до и после регулировки.
Общий алгоритм регулировки
Карбюратор регулируется по-разному. Самым простым и эффективным является корректировка текущего процесса.
Много бензина — крутить
- Двигатель прогревается 5-10 минут.
- Если в режиме «полный газ» двигатель работает на холостом ходу (не развивает оборотов из-за избытка бензина в топливовоздушной смеси), второй винт (самый дальний от цилиндра) необходимо затянуть по часовой стрелке на 1/4 оборота.
- Если двигатель начинает работать лучше, поверните его еще на 1/4 оборота. Если двигатель начинает глохнуть при подаче газа на максимум, винт откручивается.
Бензина мало — откручиваем
- Если двигатель глохнет в режиме «полный газ» (в топливовоздушной смеси мало бензина), регулировка начинается с того, что второй винт, наоборот, откручивается на 1/4 оборота и работа двигателя проверена. Если ситуация улучшится, открутите ее еще раз, пока двигатель не начнет «задыхаться» и не поработает на холостом ходу с полностью открытой дроссельной заслонкой. Затем винт закручивается обратно.
После регулировки второго винта проверьте, как двигатель работает при переходе от минимума к среднему и максимальному. В случае появления вдавлений открутите первый винт на 1/4 оборота и проверьте изменения в работе двигателя.
Следовательно, с помощью такой тестовой настройки находится оптимальный режим работы двигателя.
Регулировка холостого хода на бензопиле Дружба-4 осуществляется при помощи винта, расположенного на рукоятке газа. Его положение определяет, насколько открыта дроссельная заслонка карбюратора на холостом ходу.
Минимум регулируется двумя требованиями:
- Двигатель не должен глохнуть.
- Цепь не должна катиться.
возможна регулировка в другой последовательности. Винты сначала полностью затягивают, затем откручивают на 0,5 — 3 оборота (в разных источниках указано разное количество оборотов).
На видео показан простой и понятный процесс регулировки карбюратора КМП-100 на бензопиле Дружба-4 из положения «полностью затянутые, а затем раскрытые» винты»:
Новичкам рекомендуем посмотреть более подробное видео по регулировке карбюратора КМП-100У бензопилы Дружба-4. Автор видео рассказывает все полезное и все, что нужно знать. Непосредственно целое пошаговое руководство от А до Я.
Пошаговый алгоритм
- Откручиваем крепежный винт.
- Снимите топливопровод.
- Откручиваем верхнюю крышку амортизатора.
- Снимаем карбюратор.
- Снимите мембранную крышку, чтобы отрегулировать уровень. Вам нужно по кругу открутить 6 саморезов.
- Сделаем половину тела и оценим состояние перепонки, она должна быть цела — это главное, не допускаются трещины, судороги, разрывы.
- Оцениваем работоспособность механизма, отвечающего за работу клапана.
- Взорвем все дыры, очистим от мусора, если он есть.
- Устанавливаем уровень, регулируя высоту язычка, он должен находиться на одном крае с корпусом.
- Если все сделать правильно, то приклеивая, например, линейку, вы увидите, что язычок и края туловища находятся на одном уровне.
- Откручиваем винт с иглой от центрального жиклера и оцениваем его состояние, очищаем все от грязи, если таковая есть, в любом случае взрываем. Винт, расположенный вверху, тоже видно на фото, отвечает за минимум, к тому же его нужно выкрутить, оценить и продуть воздухом.
- На этом чистка завершена, собираем все в обратном порядке и снова ставим карбюратор на бензопилу.
- Не забудьте заменить воздушный фильтр и накачать топливо перед запуском.
- Пытаюсь завести бензопилу.
Возможные нюансы и проблемы
В любом случае, закручивая шурупы до упора, необходимо помнить количество оборотов, сделанных для каждого шурупа. Это позволит вернуться к исходной настройке, если вдруг бензопила, отрегулированная по рекомендациям, вообще не запустится.
Проблема еще и в том, что на бензопилах Дружба-4 последних нескольких лет выпуска могут быть различные карбюраторы, полностью отличающиеся от КМП-100 по конструкции. Например, с регулировочным винтом или без регулировки.
Модификации
За весь период производства бензопилы Дружба 4 не претерпела серьезных конструктивных изменений. Посмотрим, какие небольшие изменения произошли в конструкции бензопилы:
- 1950 — 1960 Первая конструктивная модификация заключалась в изменении варианта крепления ручек, они стали крепиться к крышке вентилятора, а впоследствии крепление было перенесено на хомут, соединяющий двигатель и коробку передач.
- 1960 — 1980 гг. Тогда на конвейер вышла модификация бензопилы «Дружба-4А», имевшая два основных преимущества: контактный магнит и всем известный карбюратор КМП-100, выпускавшийся 20 лет. В конце 80-х годов прошлого века модификация бензопилы «Дружба-4А» была прекращена.
- Конец 1980-х гг. Выпуск модификации Дружба-4М Электрон. Электронное зажигание было применено впервые.
- 90-е гг. Оснастить бензопилу современным (на тот момент) карбюратором КМП-100У. Изменения в головке пилы: использование цепей современного типа.
Многие запутались и утверждают, что в бензопилу «Дружба 4» было внесено множество других модификаций, таких как съемный стартер, разъемный картер и съемный цилиндр, но глубоко ошибаются. Все эти изменения были внесены в бензопилу Урал, исходя из дружбы.
Инструкция по ремонту карбюратора Дружба-4
Наиболее частые причины выхода из строя карбюратора КМП-100:
- Загрязнение топливных и воздушных каналов, форсунок.
- Потеря герметичности.
- Разрыв мембраны — разрыв, потеря эластичности и т.д.
В первом случае карбюратор разбирается. Детали выкладываются на чистую ткань, помня, из какой она вышла. Кузов и детали промываются бензином. Каналы и отверстия сопел продуваются и промываются.
Восстановление уплотнения производится разборкой карбюратора, заменой прокладок или использованием газостойкого герметика.
Если мембрана выходит из строя, ее заменяют на новую.
Перед ремонтом и регулировкой карбюратора нужно убедиться, что он правильно заправлен топливом из бензобака.
В бензопиле Дружба-4 бак ставится на ручки, имеет кран с фильтром, который может забиться. Необходимо снять топливопровод с штуцера карбюратора и убедиться, что бензин течет по максимуму.
Такой карбюратор уже не подлежит ремонту, лучше заменить на новый
Почему переливает
Если в камере сгорания слишком много топлива, свеча зажигания может быть заполнена, искра пропадает, и двигатель не запускается.
Если двигатель запускается, двигатель не может развивать скорость, потому что не хватает кислорода для сжигания топлива.
Если перелив небольшой и двигатель работает, будет чрезмерный расход топлива.
Часто перелив происходит из-за слишком ослабленных регулировочных винтов, особенно последних. Проблема решается регулировкой карбюратора бензопилы Дружба-4.
Вторая причина — выход из строя мембраны и связанного с ней клапана. Сломанная диафрагма и клапан не регулируют подачу топлива, и его поступает слишком много.
Единственный переполнение при запуске холодного двигателя может быть вызвано слишком большой подачей топлива кнопкой обогащения (кнопка аспирации или заправки).
Доработка карбюратора бензопилы Дружба-4
Карбюратор КМП-100 выпускается почти полвека. Выпущены миллионы экземпляров. Все (приблизительные) недостатки этой модели были выявлены и устранены в начале 60-х годов прошлого века. Этот карбюратор требует доработки только в том случае, если двигатель бензопилы Дружба-4 используется не по прямому назначению. Например, как лодочный мотор.
Ремонт своими руками
Когда вышеперечисленные меры не устраняют проблему, причины могут быть следующими. Неисправен электронный блок зажигания. Все элементы данного агрегата герметичны (залиты компаундом) и ремонту не подлежат. Требуется замена всего агрегата.
Кулачковая (контактная) система зажигания бензопилы Дружба ремонтопригодна. Причин его выхода из строя несколько:
- Текстолитовая изоляция подвижного контакта переключателя ударилась о землю. Поменял на ремонтопригодный без опций.
- Перегорели подвижный и неподвижный контакты переключателя (кулачки). Их очищают небольшой иглой или наждачным напильником до получения гладких поверхностей. Менять при полном сгорании.
- Конденсатор предназначен для защиты контактов от перегорания. Выходит из строя редко, на образование искры напрямую не влияет. Во время диагностики это просто игнорируется.
- Между витками короткое замыкание, обрыв вторичных высоковольтных витков катушки тонкой проволокой.
Устройство
Основные части бензопилы следующие:
- мотор;
- пила машина;
- каркас с ручками;
- топливный бак.
Двигатель — одноцилиндровый двухтактный карбюраторный. Охлаждается воздушным потоком, создаваемым центробежным вентилятором. Электродвигатель и пильный агрегат представляют собой независимые узлы, соединенные в 1 блок с помощью фланцевых креплений и закрепленные хомутом.
При открытии топливного крана топливо поступает в диафрагменный карбюратор, что обеспечивает его бесперебойную подачу в двигатель при любом угле наклона и сильных вибрациях. Устройство бензопилы не позволяет двигателю останавливаться, если цепь застревает в бревне при распиловке дерева.
Ручки расположены вверху, что дает следующие возможности:
- не наклоняться во время работы и меньше уставать;
- работа в условиях глубокого снега;
- повысить безопасность пользователей.
Какой карбюратор можно поставить на Дружбу вместо родного
КМП-100 — карбюратор хорошей конструкции, но уже морально устаревший. Сегодня существует большой выбор различных карбюраторов со всего мира. Бензопилы Дружба-4 комплектуются карбюраторами от других бензопил, мопедов и мотоциклов. Главное, чтобы карбюратор был рассчитан на двигатель примерно такого же объема, что и камера сгорания, и умещался в креплениях. Если новый карбюратор не плотно прилегает к креплениям, используйте переходники — переходники.
Бензопила Дружба-4 с карбюратором КМП-100 — это установка, которая в советское время рубила и распиливала миллионы кубометров древесины. Качество этих бензопил 60-х и 80-х годов было настолько высоким, что многие из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.
4 основные неисправности бензопилы Дружба 4 и их ремонт — от регулировки карбюратора и настройка зажигания до доработки
Дружба 4 хоть и является неприхотливой и надежной техникой, однако со временем бензопилы вырабатывают свой ресурс и рано или поздно начинают требовать ремонта. Чаще всего у Дружбы возникают проблемы с работой карбюратора и системы зажигания. В статье подробно описаны этапы устранения неполадок своими руками, а также другие менее популярные, но распространенные.
Модели и их описание
Бензопилы «Дружба» сегодня имеют практически такую же конструкцию, как и первые модели. Отдельные детали проверены
Обратив внимание на название, можно увидеть цифры, обозначающие мощность. Например, если перед вами бензопила Дружба 2, это говорит о том, что ее мощность составляет 2 л.с.
В первых моделях ручки закрепляли на крышке вентилятора, позже их стали крепить к хомуту, соединяющему двигатель и коробку передач. До 80-х годов прошлого века выпускались модели с маркировкой 4 А. Они имели карбюратор марки КМП-100 и контактный магнит. В этих устройствах впервые стала применяться автоматическая смазка цепи. Позже это устройство было снято с производства; вместо этого начал производиться электронный блок зажигания под названием «4А-Электрон».
В 90-е годы старый карбюратор был заменен новым — КМП-100У. Пилу стали называть «Дружба-4М», плюс оснастили модернизированными цепями. На базе бензопилы была разработана пила Урал, имевшая более выдающиеся характеристики
Одна из последних моделей — «Дружба 5Е» имеет аналогичную конструкцию. Если вас интересуют бензопилы «Дружба», обратите внимание на маркировку, к которой можно добавить букву Е или слово «Электрон» на конце. Это говорит о том, что в агрегате установлена электронная система зажигания
Правильная регулировка карбюратора бензопилы Дружба 4 Электрон
Внутри корпуса карбюратора бензопилы Дружба находится воздушное сопло, которое обдувается двигателем бензопилы, а само топливо поступает через соответствующие отверстия и жиклеры. Расход масло-бензиновой смеси регулируется дроссельной заслонкой, режим работы топливного насоса зависит от оборотов двигателя бензопилы. Чтобы грязь и мелкие частицы пыли не попадали в карбюратор, на нем установлен воздушный фильтр, который отлично защищает двигатель от загрязнения окружающей среды.
Топливная смесь считается нормальной, если соотношение бензина и воздуха составляет 1:15. С такой смесью двигатель работает на 5 процентов меньше максимально возможной мощности, а расход топлива на 4-5 процентов больше минимальной.
Двигатель бензопилы «Дружба» достигает максимальной мощности при работе только на богатой смеси, с соотношением масс в диапазоне 1: 12–1: 13. При необходимости получения наиболее экономичного режима работы двигателя воздух массу на 1 кг бензина следует увеличить до 16-17 кг, такая смесь называется бедной.
Если количество воздуха в смеси еще больше увеличится, наша смесь станет еще более обедненной, и в конечном итоге пила остановится. Напротив, если увеличить количество бензина в соотношении 1: 6-1: 12, смесь будет обогащаться, двигатель будет работать под напряжением, будет большая потеря мощности, режим такой работы крайне неэкономично. Обогащенная топливная смесь используется при обкатке нового двигателя или после ремонта.
Регулировку карбюратора Дружба бензопилы не следует производить при холодном двигателе, перед началом тюнинга нужно немного провернуть двигатель, можно и на холостом ходу.
Алгоритм настройки
- Винт, регулирующий качество топливной смеси, полностью затягивается, затем откручивается на пол-оборота.
- Винт холостого хода (далее винт ХХ) используется для определения момента наименьшего, но устойчивого вращения коленчатого вала, затем винт, регулирующий качество смеси, откручивается (в этот момент он истощен) до тех пор, пока двигатель не перестанет работать.
- Винт ХХ слегка затягивают (в это время смесь обогащается) до тех пор, пока ДВС не заработает ровно. Винт, регулирующий качество смеси, ввинчивается обратно, снижая частоту вращения коленчатого вала и фиксируется новое положение винта ХХ, отвечающего за холостой ход.
Вышеуказанные операции необходимо повторять по мере необходимости, чтобы получить минимальную, но стабильную частоту вращения коленчатого вала бензопилы Дружба 4.
Если двигатель глохнет при быстром открытии дроссельной заслонки, необходимо немного вкрутить винт качества смеси, тем самым обогатив смесь. А если двигатель бензопилы Дружба глохнет при быстром открытии дроссельной заслонки, необходимо этот винт открутить на четверть оборота, то есть чтобы кончилась топливная смесь.
При правильной и своевременной настройке карбюратора бензопила Дружба 4 будет работать на максимально возможной мощности, при этом расход бензина будет минимальным.
Пвм т 40 ам
Ремонт системы зажигания бензопилы Дружба 4
Детство бензопилой Дружба 4 — сложность запуска горячего двигателя при остановке. Причина тому — слабая и устаревшая система зажигания. Для увеличения мощности искры на свече зажигания необходимо отремонтировать зажигание. Такой ремонт исправит ситуацию даже при отсутствии штатной катушки.
Пошаговая инструкция
- Обмотки высокого и низкого напряжения сняты со штатной катушки зажигания.
- Вместо обмотки низкого напряжения на нашу катушку специальным проводом (для трансформаторов) намотано 250 витков. Возможно использование провода ПЭВ2, сечением 0,8-1 мм. Нельзя забывать и о межслойном утеплении — бумагой прокладывается новый слой специальных ниток. Начало всей обмотки сваркой соединяется штатным выводом с магнитопроводом, другой конец обмотки соединяется с переключателем с помощью специальной монтажной проволоки. Затем катушку обматывают изолентой или накрывают другим изолятором. Участок конденсаторной цепи, питаемой от катушки и переключателя, изменению не подлежит.
- С помощью двух проводов концы соединений продеваются через отрезок изоляционной трубки. Во избежание коротких замыканий всю полученную проводку можно поместить в изолирующую трубку.
- В виде трансформатора идеальным вариантом является катушка зажигания типа Б-115 со снятым боковым резистором. Катушка такого типа используется в розжиге старых советских москвичей. Запускать мотоцикл не рекомендуется, так как он недостаточно мощный, чтобы обеспечить необходимую искру. Катушку можно прикрепить к раме бензопилы с помощью монтажного зажима в любом подходящем месте.
- Провода с внутренней стороны ДВС переключаются по следующей схеме: первый провод, соединяющий выключатель, конденсатор и вывод катушки вместе, подключается к клемме В-115 с обозначением «ВК», второй провод идущий «от земли», соединенный с фиксирующим винтом магнита, соединен с выводом Б-115 без опознавательных знаков. Для удобства чтения схемы лучше использовать разноцветные провода.
- Наконец, катушка зажигания подключается к зажиганию свечи зажигания двигателя через высоковольтный провод.
Такой ремонт системы зажигания показал отличный результат, детская болезнь бензопилы Дружба 4 исчезла, такая система будет работать долго.
Единственный недостаток — изменился внешний вид бензопилы за счет внешней катушки на корпусе, увеличились габариты. Но это вынужденная переделка, но система зажигания работает надежно и пила запускается при любой температуре.
Если какие-то моменты остались неясными, предлагаем вам посмотреть видео на тему ремонта зажигания бензопилы Дружба.
Устройство и принцип работы системы зажигания на бензопиле Дружба
Более 30 лет, до конца 1980-х годов, бензопилы «Дружба» выпускались с контактным зажиганием (механическим переключателем). Его принцип выработки электроэнергии такой же, как у большинства современных электронных систем. Внутри катушек вращается магнитный ротор, установленный на коленчатом валу. Первичная обмотка катушки состоит из нескольких витков толстого медного провода и вырабатывает ток низкого напряжения (В, Вольт), но достаточно большой силы (А, Ампер).
Вторичная обмотка состоит из множества витков тонкой проволоки. Это что-то вроде повышающего трансформатора. Проходя через него, электрический заряд меняет свои характеристики. А выходное напряжение 15-30 000В при малом токе (миллиампер). Этот ток способен вызвать высокотемпературную искру (дугу) между электродами через зазор, которую можно наблюдать на каждой свече зажигания.
Последняя модификация этой бензопилы с контактным зажиганием — Дружба 4А выпускалась до конца 1980-х годов. После был заменен на Дружба 4А Электрон с бесконтактным зажиганием, что обозначено приставкой в названии модели.
Почему не набирает обороты Дружба 4
Запуск бензопилы Дружба 4 — наиболее технически сложный процесс, в котором задействованы все системы бензопилы. Но если удалось запустить двигатель, и при нажатии на ручку дроссельной заслонки пила не набирает обороты, причин может быть много:
- Неисправности в двигателе: исчерпан ресурс, цилиндр или поршневые кольца изношены, заржавели или имеют царапины;
- Неисправности в системе зажигания: вышла из строя свеча зажигания или обмотка катушки — искра слабая или вообще не образуется, не может воспламенить топливную смесь;
- Неисправности карбюратора: неправильная калибровка, разбаланс болтов крепления крышки карбюратора;
- Разгерметизация топливной системы, картера;
- Большой нагар в глушителе, выхлоп выхлопных газов затруднен.
Устранение причин неисправности системы зажигания
- Отвинтите свечу зажигания, просушите ее, если она залита топливом, замените ее на новую, если на ней есть сильные отложения сажи.
- Убедитесь, что катушка не прижимается плотно к магнитам, должен быть зазор до 0,2 мм и люфт. В противном случае закрепите катушку на необходимом расстоянии.
Если эти манипуляции не помогли, можно самостоятельно управлять всем блоком свечи зажигания для подачи искры по сетевому кабелю. Если есть искра, но вы не можете выяснить причину проблемы, лучше всего отремонтировать бензопилу.
Устранение причин неисправности карбюраторного блока
- Правильно отрегулируйте карбюратор бензопилы. О том, как это сделать, читайте выше.
- Снимите крышку карбюратора, проверьте наличие всех деталей и их движение внутри блока, зафиксируйте крышку, равномерно затянув крепежные винты, проверив герметичность крышки карбюратора.
Устранение причин неисправности выхлопной системы
Разобрать глушитель, механически удалить нагар со стенок, при необходимости можно использовать уайт-спирит, ВД-40 или другие растворители.
В остальных случаях неисправности советуем не заниматься самостоятельным ремонтом и полагаться на профессионалов сервисного центра.
Как завести бензопилу без стартера
Многих в Интернете интересует вопрос, как запустить бензопилу без стартера. Не будем давать надежду нашим читателям, заведем бензопилу, да ладно, это не просто Дружба 4, это невозможно.
Производитель не предусматривает возможности запуска двигателя внутреннего сгорания альтернативным способом, кроме как с помощью стартера. Если разобрать его и вместо этого заставить свечу зажигать искру, приложив внешнюю вращающую силу, запустив двигатель на холостом ходу, такой двигатель долго не будет работать, бензопила останется без системы охлаждения.
Штатный стартер бензопилы Дружба 4 имеет охлаждающую улитку, крыльчатка которой направляет поток холодного воздуха в цилиндр.