- Устройство карбюратора
- Поплавковая камера
- Система холостого хода (ХХ/ЭПХХ)
- ГДС: главная дозирующая система
- Ускорительный насос
- Экономайзер
- Эконостат
- Пусковое устройство (подсос)
- Работа карбюратора
- Назад, в прошлое! Вспоминаем про карбюраторы: как ездить, настраивать и чинить
- А стоит ли все это затевать?
- Полная разборка и промывка
- Замена всего эластичного и резинового
- Симптомы выхода из строя карбюратора
- Проверка работоспособности насоса
- Проверка и последующий ремонт ускорительного насоса карбюратора ДААЗ Озон
- Проверяем распылители карбюратора ДААЗ Озон
- Подводящие каналы УН
- Как проверить перепускной канал вместе с жиклером УН
- Признаки неисправности карбюраторов
- Двигатель не запускается вообще или запускается, но сразу глохнет
- Затруднённый запуск холодного двигателя
- Затруднённый запуск прогретого двигателя
- Неустойчивый холостой ход
- Слишком высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу
- Повышенный расход топлива
- Снижение мощности двигателя
- Провалы, рывки
- Диагностика ускорительного насоса своими руками
- Снятие кожуха воздушного фильтра
- Первым делом нужно освободить верхнюю часть карбюратора от корпуса воздушного фильтра. Для этого освободите четыре защелки, отверните центральную гайку гаечным ключом на 10 мм и снимите крышку корпуса. Затем снимите элемент воздушного фильтра. Затем отверните 4 гайки на шпильках с помощью торцевого ключа на 8 мм. Отсоедините наружную дымовую трубу от корпуса воздушного фильтра. Позже вы можете убрать «кастрюлю».
- Проверка работоспособности ускорительного насоса
- Ремонт ускорительного насоса на карбюраторе Солекс
- Каналы и клапаны ускорительного насоса
- На какие марки и модели авто устанавливались
- Таблица: модификации и применяемость карбюраторов «Солекс»
- Принцип работы ускорительного насоса карбюратора
- Чем отличаются модификации 21081 и 21083
- Таблица: сравнение основных тарировочных данных карбюраторов «Солекс» 21081 и 21083
- Устройство ускорительного насоса карбюратора ВАЗ 2109 (Солекс)
- Карбюратор Солекс с разнесёнными составляющими (вид справа)
- ЭКОНОСТАТ
- Как проверить и отремонтировать ускорительный насос карбюратора Солекс
- Проверяем работу ускорительного насоса Солекс
- Ремонт ускорительного насоса карбюратора Солекс
- Клапаны и каналы ускорительного насоса
- Как снять, установить, заменить карбюратор
Устройство карбюратора
Большинство современных карбюраторов имеют единую конструкцию с небольшими вариациями. Их принцип действия полностью идентичен друг другу. Самыми популярными являются карбюраторы Солекс. Эти модели представлены большим семейством и отличаются простой конструкцией раздаточных элементов.
Схема дроссельного насоса карбюратора: 1 — оросители; 2 — шаровой кран подачи топлива; 3 мембранный насос; 4 — толкатель; 5 — приводной рычаг; 6 — кулачок привода насоса; 7 — дроссельная заслонка первой камеры; 8 — шаровой обратный клапан; 9 — дроссельная заслонка второй камеры.
Производство Солекс в СССР (Димитровград) началось в середине 80-х годов для модели ВАЗ 2108 «Спутник». Впоследствии практически вся линейка автомобилей ВАЗ оснащалась новым карбюратором, от классики до переднеприводных ВАЗ 2109-099 «Самара» и Нива. В конструкцию Solex входит несколько систем, отвечающих за различные режимы работы двигателя. Кратко рассмотрим группы.
Поплавковая камера
Чаша карбюратора с ускорительным насосом
Его принцип работы можно сравнить с бачком унитаза. Основная цель — поддержание необходимого уровня топлива в камере. Основные механизмы включают двойной поплавок и запорную иглу.
Система холостого хода (ХХ/ЭПХХ)
Эта группа взаимосвязана с электромагнитным клапаном. При необходимости ЕС закрывает жиклер холостого хода.
Схема системы холостого хода и переходных систем карбюратора: 1 — электромагнитный запорный клапан; 2 — неактивный топливный жиклер; 3 — минимальный воздушный жиклер; 4 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 5 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 6 — выход переходной системы второй камеры; 7 — главные топливные жиклеры; 8 — паз переходной системы первой камеры; 9 — винт регулировки качества (состава) смеси.
Это может произойти в двух случаях:
- выключить зажигание;
- повышенные обороты (более 1900) при отпущенной педали газа (моторный тормоз, спуск).
Если минимум потерян, причина более 90% — засорение форсунки ХХ. Это довольно распространенная проблема на Solex.
ГДС: главная дозирующая система
Рассматриваемый узел самый сложный в карбюраторе. Основная задача ГРС — создание рабочей топливной смеси для штатной работы двигателя.
Ключевые компоненты системы:
- топливные жиклеры первичной и вторичной камер карбюратора;
- диффузоры воздуха и эмульсионные трубки;
- трубки «Вентури», обеспечивающие приготовление рабочей смеси топлива и воздуха.
Эта система предполагает работу двигателя внутреннего сгорания с щадящим воздействием на ускоритель. Сильное нажатие на педаль акселератора не позволит GDS обеспечить процесс обогащения и двигатель запустится с отказом или заглохнет. Чтобы этого не произошло, предусмотрена следующая система.
Ускорительный насос
Чтобы исключить перепады в работе двигателя, необходимо моментально обогатить рабочую смесь. Эта задача возлагается на дроссельный насос карбюратора. Он приводится в действие приводом типа «бабочка». В конце канала расположен спринклер, подающий дополнительные струи топлива в одну или две камеры сгорания.
Ускорительный насос
Такая схема работы ускорительных насосов используется не только на карбюраторах Solex, но и на многих других.
Экономайзер
Эта система предназначена для увеличения объема топлива и работает совместно с ГРС. Задача экономайзера — обогащать топливную смесь при полной нагрузке двигателя или для постепенного разгона.
Схема экостата и экономайзера силовых режимов карбюратора: 1 — дроссельная заслонка второй камеры; 2 — главный топливный жиклер второй камеры: 3 — топливный жиклер экономостата со шлангом; 4 — главный топливный жиклер первой камеры; 5 — дроссельная заслонка первой камеры: 6 — канал подачи вакуума; 7 — экономичная диафрагма; 8 — шаровой кран; 9 — топливный жиклер экономайзера: 10 — топливный канал; 11 — воздушная заслонка; 12 — главные жиклеры воздуха; 13- инжекторная трубка эконостата.
Эконостат
Принцип действия этого агрегата аналогичен функции экономайзера. Когда двигатель полностью загружен, на форсунке создается разрежение и всасывается больше топлива.
Пусковое устройство (подсос)
Используется для запуска холодного двигателя. Основная задача — обогатить смесь. Ручное управление из салона. Таким образом, водитель может регулировать рабочую смесь с помощью воздушной заслонки.
Правильно настроенный карбюратор по своим свойствам практически не отличается от инжектора. Кроме того, он также выигрывает по сцеплению на низких оборотах. Стоит отметить, что вышедший из строя карбюратор позволит ему добраться до АЗС.
Работа карбюратора
На многих ВАЗах основным типом двигателей являются карбюраторные модели. Основная задача карбюратора в такой конструкции — создание топливовоздушной смеси с использованием ряда механизмов и деталей.
Система подачи топлива довольно сложная, из-за наличия множества элементов, поэтому не всем автомобилистам удастся найти причину поломки. Довольно часто проблемой становится сломанный дроссельный насос карбюратора ВАЗ.
Из-за его поломки могут наблюдаться следующие эффекты:
- двигатель хуже работает, особенно при разгоне;
- значительно увеличиваются затраты на топливо;
- неконтролируемый разгон автомобиля при нажатии на газ;
- возникновение так называемого отказа при прессовании газа.
Отказ — это эффект, возникающий после нажатия на педаль, в результате чего механизм срабатывает позже, чем необходимо.
Сам ускорительный насос активируется для дополнительной подачи топлива в систему после сильного нажатия на педаль акселератора, так как из-за резкой смены режима до цилиндров доходит только часть бензина. Работающий насос компенсирует недостаток при резком трогании с места авто, тем самым создавая нормальную скорость работы всех механизмов.
Как проверить эту деталь на предмет технического обслуживания?
Назад, в прошлое! Вспоминаем про карбюраторы: как ездить, настраивать и чинить
Во время экономического кризиса и финансовых неурядиц срок эксплуатации автомобилей удлиняется, спрос на то, что недавно брезгливо отвергалось, растет, навыки ремонта и обслуживания старой техники заставляют вспоминать и учиться .. Что, если нужна дешевая вспомогательная машина, а в той, которая подходит по деньгам и условиям, есть карбюраторный двигатель, который сейчас не в каждом сервисе запускается?
Карбюратор — это особая деталь автомобиля. В свое время он напугал многих подручных автовладельцев и даже профессиональных механиков (не зря карбюратор всегда был отдельным узким специалистом и почтительно именовался «шаманом»!), И даже сейчас, когда святое знакомство практически потеряно, даже тем более. Многие с трепетом вспоминают свои карбюраторные автомобили: постоянные колебания холостого хода, особые приемы запуска, провалы и рывки в движении, вызванные жарой, влажностью или Луной в Козероге… Хоть кому-то и повезло, но инжекторная эпоха второй половины 90-х, честно говоря, всех встретили с облегчением.
Однако даже сегодня, в третьем десятилетии 21 века, с карбюраторным автомобилем можно скреститься. Не всем и не всегда хватает свободных средств, когда нужна какая-то дешевая вспомогательная машина — для постройки дачи, охоты / рыбалки или в качестве «прыгающей машины», чтобы добраться до гаража, где есть приличная машина.. Да мало ли задач, для которых пригодится старая и неприметная (обычно отечественная) машина, которую вы не прочь никуда уехать и почесаться, не схватив сердце и кошелек. Но если ухоженная «карбюраторная» машина сталкивается с гниением убитого укола, многие, перекрещиваясь, проходят быстрым шагом…
Возьмите ту же «прыгающую машину» — посмотрите, как завышены цены на Матиз — сегодня за экземпляр с ржавыми порогами просят 200-300 тысяч! За вчетверо меньшие деньги можно получить Оку в отличном состоянии. Но на 99% нормально — с карбюраторными двигателями, и многие пугаются нестабильного запуска, холостого хода, толчков при разгоне и прочего геморроя, с которым особо не к кому обратиться в плане ремонта… Или вот классика Жанр для активного любителя автосекасов: Нива и УАЗ, которые могли появиться в виде «капсул времени» из пыльных дедовских гаражей — весьма вероятно, что их двигатели будут «карбюраторными».
То же самое, например, с ВАЗ 2109/08, одним из самых сбалансированных и успешных автомобилей отечественного автопрома всех времен. Если такая машина бывает изредка дешевая и с неповрежденным кузовом, ее нужно брать вне зависимости от карбюратора. «Девятос» с практически не выступающей снизу задней балкой после поднятия подвески и установки более зеленоватой резины — очень быстрая и проходимая машина, способная выполнять ¾ задач Нивы, за исключением полностью внедорожных случаев. ! И вообще, в конце концов, и в 2020 году карбюраторная машина может на какое-то время оказаться первой и основной машиной — всякое бывает…
В принципе, практически любой двигатель для старой карбюраторной машины можно купить в инжекторном варианте и просто поменять двигатели. Или даже не совсем, а просто предположение. Но эта процедура не занимает пяти минут и зачастую стоит не так уж и дешево. Такие механизмы имели смысл в начале эры инъекций, когда автовладельцы в первые годы производства стремились приобщиться к инновациям автомобилестроения. Или если вы механик, работающий в службе по сносу зданий, и у вас есть много различного оборудования по ценам «для вас» или даже бесплатно. Но когда речь идет о старом и недорогом автомобиле, вспомогательном или даже основном, замена двигателя на инжекторный — просто трата денег, времени и сил.
Это совершенно бесполезная затея, потому что:
- Хорошо смазанный карбюратор в паре с бесконтактным зажиганием запускается в любой мороз не хуже инжектора!
- Хорошо смазанный карбюратор на отечественных автомобилях предлагает точно такую же динамику, как и сами двигатели, в которые впоследствии стали «впрыскивать» без изменения конструкции двигателя в целом!
- Хорошо смазанный карбюратор имеет такой же (или даже меньший) расход топлива, как инжектор того же двигателя!
Но ключевое слово во всем этом «ПРОДАН»… Однако на самом деле карбюратор — вещь довольно простая в реанимации и настройке. Но не все знают! Да, Kolesa.ru — это еще не пошаговое руководство по ремонту и мы не будем баловаться конструктивными особенностями и лайфхаками всех существующих разновидностей карбюраторов, для которых требуется толстая и толстая книга. Поскольку базовые системы почти на всех карбюраторах идентичны с небольшими отличиями, мы просто предоставим простой для понимания общий порядок действий, который наглядно продемонстрирует, что вам не нужно бояться карбюратора. А привести этот агрегат в идеальное состояние сможет любой, кто не избегает ремонта авто своими руками, кто не является профессионалом в этой сфере.
А стоит ли все это затевать?
Если судьба связала 2020 год с карбюраторным автомобилем, возникают два логичных и разумных вопроса, лежащих на поверхности. Может быть, просто купите новый карбюратор и прикрутите его через пятнадцать минут вместо старого, испорченного жуками?
Не запрещено. А карбюраторы практически для всего автопрома России есть сегодня и их нет в дефиците. Но стоимость нового карбюратора составляет 5000-6000 рублей (кто-то должен пойти в бар только один раз, а кто-то даже треть зарплаты!), А культура их производства крайне низкая. Эпоха прошла, и они изготавливаются на изношенном оборудовании, с дефектами литья и перфорацией, с забитыми каналами стружкой и пылью. К сожалению, нет никакой гарантии, что новый карбюратор не обогатит смесь снова или сведет к минимуму из-за неизбежных конструктивных дефектов… Поэтому кажется более рациональным капитальный ремонт старого карбюратора, работа которого уже была гарантирована в прошлом.
Второй вопрос: может быть, воспользоваться услугами профессионального карбюратора и не разбираться в таком сложном узле самостоятельно, не имея какого-либо (или лишь базового представления) о его устройстве? Увы, но рукава закатать еще придется. Дело в том, что ни один карбюратор не сделает то, что вам нужно: полную переборку, чистку и регулировку карбюратора на долгую безотказную работу. Никто! А раньше «шаманы» (которых сейчас, кстати, не так-то просто найти) никогда не делали, да и сегодня не сделают! Потому что иначе денег просто не заработают — ничего личного… Их сфера деятельности — устранение МАЛЕНЬКИХ неисправностей хотя бы одного живого карбюратора, когда нужно быстро разобраться с локальной проблемой, сократить 500-1000 рублей и отправить клиент домой. Тотальная разборка карбюратора в формате быстрого ремонта в дороге замачиванием на сутки в ведре с ацетоном — как вы представляете ?! Когда-то такую услугу предлагали только карбюраторные заводы, которые подвергались капитальному ремонту, и мастера карбюраторных мастерских крупных автотранспортных компаний. В советские и первые российские годы частные автовладельцы могли приехать на завод, доставить карбюратор и восстановить его с гарантией — промыть, заменив все изнашиваемые детали и с гарантией. Но сегодня такие услуги очень редки, и качественно сделать это можно только своими руками.
Итак, начнем с поиска и чтения книги о ремонте и настройке карбюраторов. Найти, к тому же бесплатно, не составит труда: торренты, база знаний интернет-клубов старых советских автомобилей и т.д. Книги по карбюраторам — это не идеи Канта об относительности восприятия, это небольшие по объему брошюры, но они написаны на языке, достаточно понятном для всех, кто любит автомобильную технику, но не является профессионалом в ремонте.
Полная разборка и промывка
Первый и самый важный шаг. Совершенно бесполезно пытаться реанимировать старый и опытный карбюратор, не снимая его с автомобиля. Вернее можно оживить, но никогда не заставлять стабильно работать долго! Попытки обработать несколько отверстий аэрозольным очистителем «карбклинер» — пустая трата времени и денег. Проблемы с нестабильной работой по-разному будут регулярно появляться снова и снова, сводя вас с ума. Дело в том, что внутри каждого карбюратора находится сложный лабиринт каналов и переходов, где за годы эксплуатации (или простоя) накапливаются различные отходы: отложения топлива, песчинки, хлопья воды и воды и мусорная коррозия цинкового сплава тело. И мы должны промыть и взорвать все эти проходы и туннели.
Для начала нужно снять карбюратор с двигателя и очистить снаружи от грязи и масла с помощью зубной щетки и шприца от пол-литровой ПЭТ-бутылки с бензином — колпачком, в котором иглой проделывается отверстие…
. а потом на чистом и пустом столе ПОЛНОСТЬЮ разбирать до последнего винта! Сложно такое решиться по привычке, но на самом деле мы не впереди нас с битвой 19 века от Фаберже. Карб хорошо разбирается в промежуточном эскизе вида карбюратора на листе бумаги и раскладывании извлеченных деталей (жиклеров, эмульсионных трубок, шурупов) на листе по условной схеме. Также вы можете сфотографировать процесс на свой телефон.
Из инструментов для разборки любого карбюратора, как правило, достаточно плоской и 95% крестовой отвертки. Для некоторых предметов может потребоваться гаечный ключ, но это исключение.
В принципе, для полной реанимации карбюратора даже не нужно понимать, как называется та или иная закрученная деталь (которая, например, является основным топливным жиклером первичной камеры, а это эмульсионная трубка вторичная комната…). Главное строго закрепить то, что было прикручено, и прикрутить при сборке, как было!
В разобранном виде: Все крупные детали сложить в ведро и залить ацетоном. Понадобится три литра стоимостью около 300 рублей. Его можно частично смешать с бензином или уайт-спиритом. Смешайте и скрутите детали в жидкости, чтобы заполнить каналы и отверстия, и оставьте на сутки. Через сутки снимаем, стряхиваем остатки моющей жидкости и тщательно продуваем сжатым воздухом ВСЕ видимые дырочки. В идеале — компрессор для пневмоинструмента; в противном случае компрессор для шин с тонкой насадкой или даже ножной насос. Можно остановиться на шиномонтаже и попросить пневматический пистолет — скорее всего, вам не откажут и не попросят денег.
Замена всего эластичного и резинового
Перед этой эпопеей необходимо приобрести ремкомплект для нашего карбюратора, в который входит большая часть деталей, которые время от времени могут выходить из строя. Как ни странно, дефицита ремкомплектов на самые массовые и популярные карбюраторы в продаже до сих пор нет… Стоимость набора 300-350 рублей.
Однако нам не нужно все из ремкомплекта… Детали с калиброванными отверстиями и размерами, отвечающие за дозирование топлива и воздуха (жиклеры, шланги, иглы, распылитель ускорительного насоса и т.д. — в общем, все детали латунные желтый) менять не нужно, оставив старые… Новые часто сверлят и точат с неудовлетворительной точностью или без точности. Но давайте однозначно поменяем все картонные прокладки, резинотканевые перепонки и резиновые кольца на свежие!
Если в поплавке булькает бензин, покупаем новый поплавок. Они продаются отдельно и не входят в ремонтные комплекты. Еще одна важная деталь любого карбюратора — игольчатый запорный клапан, который вместе с поплавком регулирует уровень топлива в чаше. Он может входить в ремонтный комплект или продаваться отдельно. Как и форсунки, родной клапан иногда бывает лучшего качества, чем новый — менять его или нет, нужно выяснить, продув рот в подающий штуцер и убедившись, что игла плотно закрыта.
Собираем карбюратор в обратной последовательности по схемам, которые вы зарисовали при разборке с разложенными на них деталями и вспомогательными фотографиями, сделанными ранее на смартфоне.
Симптомы выхода из строя карбюратора
В процессе эксплуатации автомобиля его механизмы могут выйти из строя и выйти из строя. Это правило касается и силового агрегата ДВС.
Понять, что именно карбюратор стал причиной неисправности автомобиля, помогут следующие признаки:
- запуск двигателя затруднен независимо от: горячего или холодного двигателя внутреннего сгорания;
- нестабильный холостой ход двигателя;
- переоцененные или недооцененные революции;
- повышенный расход топлива;
- плохой разгон и потеря мощности ДВС;
- рывки и провалы при резком нажатии на педаль акселератора.
Это самые частые неисправности карбюратора Солекс. По рекомендациям мастеров цеха регулировку блока подачи топлива ДВС следует проводить каждые полгода. Внешние подвижные элементы необходимо смазывать ежемесячно.
Проверка работоспособности насоса
Для проверки потребуется выполнить несколько предварительных действий:
- Подайте топливо в карбюратор.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- Снимите крышку карбюратора, чтобы можно было увидеть работу внутренних механизмов.
Далее проведем довольно простой тест:
- Поворачиваем рычаг акселератора. При этом должен включиться насосный механизм. Давайте внимательно посмотрим на систему сверху.
- Из насоса-распылителя должны выходить прямые струи газа, который затем без проблем попадает во всасывающий колодец. Потоки должны быть непрерывными, ровными и сильными в течение нескольких секунд.
Это нормальное функционирование механизма. В случае неисправности ускорительного насоса могут наблюдаться следующие дефекты:
- Слабые косые струи топлива, которые не достигают даже впускного отверстия. Каналы могут быть забиты, поэтому форсунки необходимо прочистить.
- Если бензин попадает в стенки смесительных камер, необходимо проверить и откорректировать направление форсунок. Здесь помогут плоскогубцы, с помощью которых нужно немного отогнуть форсунки. Выполняйте эту работу осторожно, иначе детали могут сломаться.
Проверка и последующий ремонт ускорительного насоса карбюратора ДААЗ Озон
Перед началом проверки вручную закачайте бензин в поплавковую камеру и снимите крышку карбюратора.
Проверка должна начинаться с самого насоса. После нажатия на рычаг дроссельной заслонки следим за потоком топлива из опрыскивателя. В идеале он должен быть ровным и не касаться стенок и оси заслонки. Время впрыска должно длиться 1-2 секунды. Неисправности:
- Струя слабая, изогнутая. Это значит, что нужно очистить каналы, распылители, форсунки и клапаны;
- Инъекция занимает более двух секунд. Это указывает на закупорку перепускного клапана;
- Топливо пролилось на кузов. Необходимо заменить мембрану или отремонтировать крышку.
Проверяем распылители карбюратора ДААЗ Озон
Чтобы проверить форсунку, ее нужно открутить от корпуса. После откручивания нажмите рычаг воздушной заслонки. Если из отверстия выходит сильная струя, проблема в распылителе или сливном клапане. Форсунку легко чистить проволокой, а клапан нужно промыть и продуть. В рабочем опрыскивателе должен быть шарик, который при встряхивании издает щелкающий звук.
Подводящие каналы УН
Если бензин не разбрызгивается при управлении рычагом дроссельной заслонки из отверстия, возможно, забиты каналы подачи ускорительного насоса. Для их очистки нужно вынуть диафрагму и прочистить каналы подачи топлива резьбой. Их следует промыть средством для чистки карбюратора и продуть.
Как проверить перепускной канал вместе с жиклером УН
При нажатии на рычаг дроссельной заслонки необходимо следить за поступлением бензина в поплавковую камеру. Если жиклера не видно или вы даже не замечаете пузырьков, канал необходимо очистить. При этом необходимо промыть байпасную форсунку. Все промывается так же, как и остальные каналы, и продувается сжатым воздухом.
Признаки неисправности карбюраторов
Признаками неправильной работы карбюратора Солекс являются:
- невозможность запуска силового агрегата;
- сложный запуск холодного или горячего двигателя;
- нестабильный минимум;
- скорость слишком высокая или слишком низкая XX;
- увеличенный расход бензина;
- снижение силовых характеристик двигателя;
- дергается и провисает при сильном нажатии на педаль акселератора.
Рассмотрим подробнее каждый из симптомов в контексте возможных неисправностей.
Двигатель не запускается вообще или запускается, но сразу глохнет
Если двигатель автомобиля не запускается (с заведомо исправной системой зажигания), возможно, топливо не попадает в его цилиндры. Чтобы проверить, попадает ли он во впускной коллектор, необходимо снять корпус воздушного фильтра и 2-3 раза повернуть сектор привода дроссельной заслонки, наблюдая за «форсунками» форсунок. Топливо из них должно распыляться тонкими, но твердыми струйками. Если этого не произошло, стоит проверить работу топливного насоса, а также состояние сетчатого фильтра карбюратора.
также возможно заклинивание иглы топливного клапана в закрытом положении, блокируя поток бензина в поплавковую камеру. Чтобы вернуть иглу в нормальное положение, достаточно слегка постучать чем-нибудь (например, гаечным ключом) по корпусу карбюратора. В дальнейшем игольчатый клапан придется заменить в обязательном порядке.
Если двигатель запускается и сразу останавливается, это может быть результатом обедненной топливной смеси или неисправности электромагнитного клапана. В первом случае необходимо проверить всасывающий патрубок на предмет утечек постороннего воздуха, а также отрегулировать качество смеси.
Чтобы проверить электромагнитный клапан в этой ситуации, отсоедините от него шнур питания, включите зажигание и несколько раз коснитесь его контакта с кончиком кабеля. При прикосновении должен быть слышен характерный щелчок, свидетельствующий о том, что электромагнит работает. Не лишним будет открутить вентиль, осмотреть и прочистить его сопло воздушной струей, а также проверить состояние резинового уплотнителя.
Затруднённый запуск холодного двигателя
Обычно проблемы с запуском холодного двигателя в сборе возникают из-за неправильной регулировки или неисправности стартера. Если при запуске воздушная заслонка не полностью закрывает канал, это приводит к чрезмерному истощению топливной смеси. При этом двигатель местами «цепляется», но все равно глохнет. Неполное открытие заслонки, напротив, приводит к чрезмерному обогащению топливной смеси, что увеличивает расход бензина, и даже может произойти детонация.
Подобная проблема устраняется регулировкой стартера.
Затруднённый запуск прогретого двигателя
Основной причиной трудного запуска «горячего» двигателя также является чрезмерное обогащение смеси. Это может быть вызвано неправильной регулировкой стартера, а также чрезмерно высоким уровнем бензина в поплавковой камере. В последнем случае происходит перетекание топлива, что, опять же, приводит к увеличению его расхода.
Перелив — довольно частое явление для Солекс. Если посмотреть на прокладку между карбюратором и крышкой, то окажется, что она мокрая, а в моторном отсеке стойкий запах бензина, «перелив» налицо. Это может произойти из-за:
- неправильная регулировка поплавкового механизма;
- проблемы с иглой топливного клапана (заедание иглы в открытом положении);
- повреждение поплавка;
- касание поплавком стенки камеры.
Для устранения этой проблемы необходимо разобрать карбюратор, проверить клапан и отрегулировать поплавковый механизм.
Неустойчивый холостой ход
Нормальный холостой ход силового агрегата — один из основных критериев оценки работы карбюратора. Его нарушение может быть вызвано:
- загрязнение форсунок и каналов ХХ;
- поломка электромагнитного клапана;
- неисправность блока управления ЭПХХ;
- повреждение резинового уплотнителя (кольца) винта контроля качества топлива.
Загрязнение форсунок устраняется их промывкой и продувкой. Неисправный клапан, блок EPHX и прокладка подлежат замене.
Слишком высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу
Слишком высокая или слишком низкая частота вращения двигателя на холостом ходу может быть результатом:
- загрязнение воздушных каналов или топливных жиклеров;
- отсасывание лишнего воздуха;
- неправильная настройка минимума (качество-количество);
- слишком высокий или низкий уровень бензина в баке;
- неполное открытие или закрытие воздушной заслонки.
Эта неисправность устраняется регулировкой карбюратора после чистки и ополаскивания.
Повышенный расход топлива
Следующие неисправности карбюратора могут привести к чрезмерному расходу топлива:
- неисправность системы экономайзера PXH;
- неправильная корректировка состава горючей смеси;
- засорение каналов воздушных жиклеров;
- неполное открытие воздушной заслонки;
- слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере.
Проблема увеличения расхода топлива решается диагностикой и регулировкой карбюратора.
Снижение мощности двигателя
Снижение энергетических показателей двигателя вызвано обеднением топливной смеси. При этом машина долго разгоняется, а при резком нажатии на педаль акселератора двигатель «дросселирует», появляются кратковременные поломки.
Причинами этого явления могут быть:
- неправильная корректировка состава смеси;
- утечки воздуха;
- низкий уровень горючей смеси в бачке.
Провалы, рывки
Возникновение рывков и падений под нагрузкой на двигатель обусловлено:
- засорение фильтра на входе в карбюратор;
- засорение топливного жиклера;
- утечки воздуха;
- низкий уровень топлива в поплавковой камере;
- неисправность ускорительного насоса.
Диагностика ускорительного насоса своими руками
Если появляются рывки или провалы в работе двигателя, то виновником этих процессов стал дроссельный насос. Вы можете решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ремонтируют сломанный карбюратор на двигателе. Разборка требуется, если неисправность невозможно устранить на месте.
В этом разделе темой обсуждения будет дроссельный насос карбюратора ВАЗ 2109. Для диагностики снимать силовой агрегат двигателя не потребуется.
Ускорительный насос карбюратора Solex состоит из таких элементов, как:
- диафрагма с крышкой;
- впускной клапан;
- рычаг управления;
- выхлопной клапан;
- рычаг управления;
- пробойник на оси акселератора;
- спрей;
- пружина амортизатора;
- пружина хода всасывания.
необходимо подготовить отвертки фигурные и шлицевые, плоскогубцы, а также минимальный набор ключей (торцевых и рожковых) с губками от 7 до 13 мм.
Снятие кожуха воздушного фильтра
Первым делом нужно освободить верхнюю часть карбюратора от корпуса воздушного фильтра. Для этого освободите четыре защелки, отверните центральную гайку гаечным ключом на 10 мм и снимите крышку корпуса. Затем снимите элемент воздушного фильтра. Затем отверните 4 гайки на шпильках с помощью торцевого ключа на 8 мм. Отсоедините наружную дымовую трубу от корпуса воздушного фильтра. Позже вы можете убрать «кастрюлю».
Проверка работоспособности ускорительного насоса
Выбираем удобное положение с правой стороны автомобиля (по ходу движения) и находим рычаг акселератора. Для полноценной работы ускорительного насоса необходимо резко нажать на газ. Проверяем, заглянув сверху в камеры карбюратора.
Две форсунки UH в нижней части всасывающего вала должны обеспечивать сильные струи топлива. Если продолжительность кормления: менее 1,5-2 секунд, имеет слабую силу, происходит с перерывами или производится распыление на стенки смесительных камер, то это неестественная работа ООН.
Подобный диагноз можно поставить и на снятом карбюраторе. Для этого необходимо залить топливо из ТНВД в поплавковую камеру, иначе форсункам будет нечем «загореться». Неправильные сильные удары топлива о стенки камеры устраняются плоскогубцами, направляя сопла сопел ускорительного насоса в нужном направлении (вниз).
Ремонт ускорительного насоса на карбюраторе Солекс
Слабые и изогнутые струи топлива — признаки засорения топливопроводов. Распылитель A необходимо снять, подняв верхнюю трубку плоской отверткой. Внутри сопла находится шар, который действует как напорный клапан. Если вы встряхнете распылитель возле уха, вы должны почувствовать сердцебиение внутреннего тела.
Отсутствие звука указывает на сильный блок. Очистите форсунку сжатым воздухом, используя: компрессор, насос или баллон со сжатым воздухом. Если продувка не работает, нужно добавить в воздух тонкую нить. Также допустимо замочить насадку в ацетоне на 1-2 часа. Отсутствие положительного результата после чистки говорит о том, что небулайзер необходимо заменить на новый.
Каналы и клапаны ускорительного насоса
Пока форсунка A снята, вы можете проверить подачу топлива к ней. Для этого резко заведите рычаг дроссельной заслонки. Из корпуса форсунки выйдет сильная струя бензина. Если этого не происходит и давление низкое и кратковременное, каналы и клапаны ООН забиваются. Они должны быть чистыми.
Для этого налейте немного ацетона в седло распылителя. Возьмите зубную щетку (из распылителей), зубочистку и прочистите канал. Процесс сопровождается продувкой сжатым воздухом.
можно открутить крышку А (отвертка-ёжик), закрепленную четырьмя винтами. Затем осторожно снимите пружину и диафрагму. Это дает доступ к сокету.
Залейте в отверстие ацетон или очиститель карбюратора и прочистите канал с резьбой. Затем продуйте отверстие сжатым воздухом.
В первом баке имеется канал забора топлива UN. Его нужно очистить таким же образом.
Снятую диафрагму необходимо проверить на износ и наличие отверстий. Если обнаружены какие-либо признаки неисправности, замените этот элемент на новый.
Установка крышки ООН на ее место происходит в обратной последовательности. Однако, затягивая винты, поверните рычаг насоса до упора. Таким образом, диафрагма удлиняется и принимает рабочее положение. Затем соберите форсунку и убедитесь, что насос работает правильно. Если ООН работает нормально, корпус воздушного фильтра необходимо установить на место.
Конструкция дроссельного насоса карбюратора Solex проста в ремонте и обслуживании. Этот факт привлек особое внимание мастеров настройки энергосистем.
На какие марки и модели авто устанавливались
С ставились не только на ВАЗ. Другие производители автомобилей также активно использовали их в своих автомобилях.
Таблица: модификации и применяемость карбюраторов «Солекс»
Редактировать | Применимость | Объем двигателя, см3 | Примечания (править |
ДААЗ-2108-1107010 | ВАЗ 2108, 2109 | 1.3 | |
ДААЗ-21081-1107010 | ВАЗ 21081, 21091, ЗАЗ 1102 | 1.1 | |
ДААЗ-21083-1107010 | ВАЗ 21083, 21093, 21099 | 1.5 | |
ДААЗ-21083-1107010-31 | ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 | 1.5 | Имеет полуавтоматическое пусковое устройство |
ДААЗ-21083-1107010-35 | ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 | 1.5 | Имеет двухуровневое полуавтоматическое пусковое устройство (зима / лето) |
ДААЗ-21083-1107010-62 | ВАЗ 2109, 2115 | 1.5 | Имеет электронное устройство контроля состава горючей смеси |
ДААЗ-21083-1107010-05 | ВАЗ 2109 | 1.5 | |
ДААЗ-21412-1107010, ДААЗ-21412-1107010-30 | АЗЛК 2141, 2141–23 | 1,5 / 1,8 | |
ДААЗ-1111-1107010 | ВАЗ 1111, 11113 «Ладно» | 0,65 / 0,75 | |
ДААЗ-21051-1107010 | ВАЗ 2103, 2105 | 1.5 | |
ДААЗ-21053-1107010 | ВАЗ 21074, 21061 | 1.6 | |
ДААЗ-21051-1107010-30 | ВАЗ 2104, 2105 | 1.3 | |
ДААЗ-21053-1107010-62 | ВАЗ 2107, 21072, 21074 | 1,3 / 1,5 / 1,6 | |
ДААЗ-21073-1107010 | ВАЗ 2121, 21213 «Нива» | 1,6 / 1,7 |
Принцип работы ускорительного насоса карбюратора
Диафрагма (диафрагма) соединяется с шарниром через рычаг, расположенный на дроссельной заслонке. При закрытии заслонки топливо беспрепятственно поступает в полость, доступ к ней открывает впускной клапан. Когда заслонка открыта, клапан, с другой стороны, предотвращает утечку топлива из полости. Ни при каких обстоятельствах воздух в эту полость не попадает. Через этот клапан также подается бензин в опрыскиватели. Под действием пружины происходит всасывание и происходит разгрузка за счет механического воздействия рычага на головку диафрагмы. Форсунки дроссельного насоса отвечают за подачу топлива к опрыскивателям. В каждую камеру карбюратора подводится струя ускорительного насоса. Форсунки устанавливаются на одной площадке со сливным клапаном. Чтобы получить доступ к жиклерам, вам необходимо получить доступ к камерам карбюратора.
Чем отличаются модификации 21081 и 21083
Если сравнить две основные модификации карбюраторов Solex (21081 и 21083), используемых на переднеприводных Спутниках и Самаре, то визуально никакой разницы между ними не найти. Разница существует только в рабочих параметрах некоторых элементов.
Таблица: сравнение основных тарировочных данных карбюраторов «Солекс» 21081 и 21083
21081 | 21083 | |||
Для первой камеры | Для второй камеры | Для первой камеры | Для второй камеры | |
Диаметр камеры смешения, мм | 32 | 32 | ||
Диаметр диффузора, мм | 21 год | 23 | 21 год | 23 |
Воздушный жиклер для основной системы дозирования | 165 | 135 | 155 | 125 |
Топливный жиклер основной системы дозирования | 95 | 97,5 | 95 | 97,5 |
Воздушный жиклер на холостом ходу | 170 | 170 | ||
Жиклер топлива на холостом ходу | 39–44 | 39–44 | ||
Воздушный жиклер переходной системы второй камеры | 120 | 120 | ||
Топливный жиклер переходной системы второй камеры | 50 | 50 | ||
Экономайзер реактивного топлива | 40 | 40 | ||
Номер (размер) кулачка ускорительного насоса | 4 | 7 | ||
Пусковое расстояние ускорителя, мм | 1.0 | 1.1 | ||
Начальное расстояние воздушной заслонки, мм | 2,7 ± 0,2 | 2,5 ± 0,2 | ||
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм | 1,8 | 1,8 | ||
Диаметр отверстия регулятора вакуума, мм | 1.2 | 1.2 |
Устройство ускорительного насоса карбюратора ВАЗ 2109 (Солекс)
- мембрана ускорительного насоса;
- рычаг управления ускорительным насосом;
- кулачок на валу дроссельной заслонки первичной камеры;
- впускной клапан ускорительного насоса;
- выпускной клапан ускорительного насоса;
- опрыскиватели с ускорительным насосом;
- пружина хода всасывания;
- головка диафрагмы;
- демпфирующая пружина.
Устройство ускорительного насоса карбюратора ВАЗ 2109 (Солекс) показано на фото выше. Пружинная диафрагма с номером 1, соединенная через рычаг с номером 2 с кулачком с номером 3 на оси дроссельной заслонки первичной камеры, а также впускной шаровой клапан с номером 4, который свободно пропускает бензин из бачка в полость, в которой находится расположен под мембраной, когда дроссельная заслонка закрыта, и предотвращает ее движение назад, когда дроссельная заслонка открыта.
Немаловажную роль играет также шаровой сливной клапан № 5, который предотвращает попадание воздуха в полость насоса при всасывании и пропускает топливо к форсункам 6 в период откачки.
Такт впуска осуществляется за счет упругости диафрагменной пружины 7, такт выпуска происходит за счет воздействия силы рабочего рычага на торец головки 8 диафрагмы.
Жесткая пружина № 9 установлена в головке диафрагмы 8 между упорным подшипником, контактирующим с рычагом, и пластиной.
При резком открытии дроссельной заслонки диафрагма ускорительного насоса, удерживаемая относительно медленно удаляемым топливом, не может быстро перемещаться на длину, определяемую ходом рычага, пружина 9 сжимается, поэтому по мере того, как топливо уходит из полости насоса, оно медленно разворачивается, обеспечивая тем самым защиту мембраны от разрыва из-за огромного давления топлива; Помимо увеличения времени впрыска на 1-2 секунды это необходимо для обеспечения стабильной работы двигателя.
Топливо, подаваемое ускорительным насосом карбюратора ВАЗ 2109 Солекс, поступает к двум форсункам — форсункам под номером 6 на длинных трубках, которые выведены в две камеры карбюратора и установлены на держателе под номером 10 (на фото 2), где также находится сливной шаровой предохранительный клапан под №5 (фото 1).
Карбюратор Солекс с разнесёнными составляющими (вид справа)
10 — форсунка со сливным клапаном внутри.
Впускной клапан ускорительного насоса вдавлен в нижнюю часть вертикального канала 1 (рис. 3) под патрубок форсунки.
ЭКОНОСТАТ
Ремонт и чистка карбюратора ВАЗ 2109
Econostat обогащает топливную смесь, приготовленную второй камерой при максимальном открытии дроссельной заслонки. Он выполнен в виде отдельного распылителя, представляющего собой наклонную трубку, расположенную вверху второй камеры смешения. Выход распылителя расположен недалеко от центра камеры над отверстием небольшого диффузора. Топливо в форсунку эконостата подается непосредственно из поплавковой камеры по трубке, на нижнем конце которой выполнен жиклер горючего. Трубка установлена вертикально в крышке карбюратора и почти достигает дна поплавковой камеры. Каналы эконостата полностью расположены в крышке карбюратора. Поскольку сопло эконостата находится в зоне низкого вакуума, истечение из него топлива и, как следствие, необходимое обогащение топливной смеси начинается только при высоких оборотах коленчатого вала и полностью открытых дроссельных заслонках, когда разрежение выше диффузора второй камеры становится достаточно для всасывания топлива из чаши.
НАСОС УСКОРИТЕЛЯ
Диафрагменный ускорительный насос с двумя распылительными пистолетами, направленными на обе камеры смешения. Корпус ускорительного насоса совмещен с корпусом карбюратора и закрыт крышкой с отверстием для телескопического подпружиненного толкателя пламени. Дроссельный насос приводится в действие кулачком, установленным на дроссельном валу первой камеры. При нажатии педали акселератора кулачок, вращаясь вместе с валом дроссельной заслонки, воздействует на профильный конец рычага управления насосом. Другой конец рычага толкает толкатель мембраны. Насос-распылитель выполнен в виде двух тонких трубок с калибровочными отверстиями на концах, соединенных между собой общим корпусом. Устанавливается в конце вертикального канала корпуса карбюратора. Соединение уплотнено резиновым кольцом, установленным на корпусе форсунки. Распылитель удерживается крышкой карбюратора от смещения. В корпусе опрыскивателя установлен шаровой сливной кран. Обратный клапан (всасывающий) вдавливается в нижнюю часть вертикального канала. Топливо попадает в этот канал через отверстие в боковой стенке поплавковой камеры. Концы распылительных трубок ускорительного насоса направлены в промежутки между стенками большого и малого диффузоров обеих камер. При этом выходные отверстия трубок форсунок ориентированы так, чтобы струя топлива из них не попадала на стенки смесительных камер, на малые диффузоры и на оси дроссельных заслонок, то есть топливо впрыскивается непосредственно во впускной коллектор. Производительность ускорительного насоса определяется профилем кулачка его привода. Кулачок имеет тисненую метку на его поверхности. Характеристики ускорительного насоса также зависят от пружины толкателя диафрагмы и от проходного сечения спринклерных труб. Давление топлива в форсунке зависит от жесткости пружины, а продолжительность впрыска — от диаметра выходных отверстий форсунки. Маркирован также распылитель.
Отличительной особенностью дроссельного насоса карбюратора Солекс является отсутствие выхлопной жиклера или других устройств, снижающих количество впрыскиваемого топлива при медленном открытии дроссельной заслонки. Весь бензин, вытесняемый из диафрагмы полостью ускорительного насоса, через распылитель попадает в смесительные камеры. Поэтому есть еще одна особенность карбюраторов Solex в базовой версии, которая напрямую связана с работой ускорительного насоса. Когда автомобиль разгоняется с частичным нажатием педали акселератора, дверь во вторую камеру еще не открыта и в эту камеру впрыскивается бензин. Чтобы он там не скапливался, между стенкой камеры и закрытым дросселем должен быть зазор, видимый на свету.
Насос ускорителя: 1 — выход распылителя во вторую камеру; 2 — выход распылителя в первую камеру; 3 — распылитель; 4 — шаровой кран сливной; 5 — диафрагма; 6 — возвратная пружина диафрагмы; 7 — упорная пружина; 8 — толкатель; 9 — плечо; 10 — ось рычага; 11 — кулачок; 12 — ось дроссельной заслонки первой камеры; 13 — шар впускного клапана; 14 — канал для подачи топлива из поплавковой камеры.
Как проверить и отремонтировать ускорительный насос карбюратора Солекс
Подготовка к проверке дроссельного насоса Solex ничем не отличается от подготовки дроссельного насоса карбюратора DAAZ Ozone. Точно так же топливо закачивается в карбюратор и снимается верхняя крышка карбюратора.
Проверяем работу ускорительного насоса Солекс
Поворачиваем рычаг дроссельной заслонки и наблюдаем, как происходит впрыск в карбюратор. Форсунки форсунок должны быть равномерными, прочными, непрерывными, при этом не касаться стенок и оси дроссельной заслонки. Укол должен длиться не менее двух секунд.
Если струя слабая и изогнутая, необходимо очистить каналы, распылитель, форсунки и клапаны. Если струи топлива попадают в стенки камеры, положение форсунок опрыскивателя необходимо откорректировать плоскогубцами.
Ремонт ускорительного насоса карбюратора Солекс
Ремонт ускорительного насоса Солекс, как и в случае с системой ДААЗ, необходимо начинать с ремонта форсунок. Распылитель осторожно снимается отверткой. Его следует немедленно встряхнуть, так как в сливном кране есть шарик. В карбюраторах отечественного производства бывают случаи, когда шар забыли поставить на заводе-изготовителе. Обычно, если не слышно звука, имеется значительное загрязнение. Если элемент не подлежит очистке, его необходимо заменить новым. Во время чистки обе форсунки необходимо осторожно продуть сжатым воздухом. Если эта процедура не помогает, носики опускают на пару часов в специальный раствор и повторяют затяжку. Если это не помогает, необходима замена.
Клапаны и каналы ускорительного насоса
При отсутствии сильного жиклера необходимо прочистить все клапаны и каналы карбюратора А. Их очищают нитью с последующим ополаскиванием и продувкой.
Отверстие для распыления заполняется ацетоном и очищается зубочисткой. Чтобы прочистить отверстие канала, нужно разобрать пружину и диафрагму. Само отверстие зачищается тонкой нитью и продувается. В чаше также есть отверстие, которое можно очистить таким же образом.
Во время сборки обязательно проверяйте состояние мембраны. Если есть потертости и повреждения, его заменяют на новый.
При установке крышки дроссельного насоса необходимо повернуть рычаг насоса до упора, чтобы диафрагма расширилась. Только после этого винты затягиваются.
Многие опасаются процесса ремонта дроссельной помпы карбюратора, но при превышении времени эту процедуру можно провести своими руками, если, конечно, вы не боитесь однообразного процесса очистки.
Если у вас есть вопросы, оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители будем рады вам ответить
Как снять, установить, заменить карбюратор
Для ремонта и обслуживания карбюратор необходимо разобрать. Для работы вам понадобится набор инструментов (плоскогубцы, гаечные ключи, отвертки) и подходящее помещение. Работа ведется при холодном двигателе. Короче надо сначала отключить все, что связано карбюратором, а уже потом снимать. На видео ниже наглядно показана процедура снятия карбюратора ВАЗ 2107.
Последовательность действий:
- Ослабьте хомут на гофрированной трубе для забора горячего воздуха, снимите трубу;
- Откручиваем крепеж корпуса воздушного фильтра, снимаем его;
- Снимаем всасывающий трос: откручиваем болт и винт, фиксирующие кожух, затем ослабляем сам трос;
- Снимите газоотводную трубку с картера с штуцера;
- Отключить управление экономайзером холостого хода: отсоединить провода от микровыключателей;
- Отсоедините шланг вакуумного регулятора угла опережения зажигания (снимите его с штуцера);
- Извлеките трубку из экономайзера;
- Снимите возвратную пружину;
- Ослабьте хомуты крепления топливопроводов, снимите патрубки;
- Откручиваем 4 гайки крепления карбюратора;
- Снимите карбюратор со шпилек.
Замена карбюратора требуется реже, чем ремонт. Вы можете найти все запчасти для этого устройства в продаже. После регулировки, чистки и ремонта карбюратор можно собирать заново.
Карбюратор устанавливается в обратной последовательности: сначала ставится на шпильки, затем прикручивается к корпусу, а затем к нему подключаются все снятые коммуникации.